- Марш
-
МАРШ — один из основных бытовых муз. жанров. М. присущи строгий, неизменный темп, четкий ритм, активные мелодич. интонации, к-рые часто образуют фанфарные ходы. Муз. размер — почти исключит. 4/4, иногда 2/4. Редкие примеры трехдольных песен-маршей: песня времен 1-й мир. войны "Слушайте, деды" (переинтонированный вальс) и "Священная война" А. В. Александрова (близка полонезу).
М. является одним из ведущих жанров военной музыки. Основные виды военных М.: строевой (парадный), походный, встречный и похоронный (траурный). М. сформировался как жанр военной музыки на основе синтеза походной песни, воинских сигналов, элементов танцев-шествий в 14—16 вв. Ранние формы М. возникли из исполнения песен на каком-либо духовом инструменте (обычно флейте) в сопровождении барабана. Впоследствии были созданы спец. военные инструмент. капеллы из медных и деревянных духовых, к-рые дополнились в конце 18 в. ударными инструментами. Маршевая музыка достигает расцвета в эпоху Великой франц. рев-ции, когда в этой сфере работают А. Гретри, Э. Мегюль, Ф. Ж. Госсек и др. Несколько военных М. создал во время войн с Наполеоном Л. Бетховен.
В России М. входит в репертуар военных оркестров в нач. 18 в. Вскоре почти каждый полк имел свою муз. эмблему — М. В кон. 18—19 вв., помимо военных капельмейстеров, военные М. писали Д. С. Бортнянский, Н. А. Титов, позднее П. И. Чайковский (под псевд. П. Синопов). В послерев. годы военный М. в России обогащался интонациями рев. и массовой песни. Среди авторов М. — С. А. Чернецкий, Н. П. Иванов-Радкевич, В. С. Рунов, Б. А. Диев, а также А. И. Хачатурян, В. И. Мурадели и др.
В истории М. постоянно взаимодействовали его "прикладная" и "художественная" формы. Так, не имеющие прикладного значения М. встречались уже в сборниках клавирных пьес У. Берда, Г. Перселла, Ф. Куперена, И. С. Баха, далее — в оркестровых сюитах, дивертисментах, серенадах доклассич. и классич. эпох. Начиная с Ж. Б. Люлли и до настоящего времени М. получает многообразное претворение в оперной и балетной музыке. В то же время "художественный" М. из оперы "Сципион" Г. Ф. Генделя (1726) приобретает впоследствии "прикладное" значение, став парадным М. британской гвардии гренадеров. Знаменитый венгерский "Ракоци-М." стал частью худож. концепции драматич. легенды "Осуждение Фауста" Г. Берлиоза и 14-й Венгерской рапсодии Ф. Листа, а "Свадебный М." из музыки к "Сну в летнюю ночь" Ф. Мендельсона и траурный М. из фортепианной сонаты op. 35 Ф. Шопена заняли прочное место в слушательском сознании как прикладные виды М.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.